Все, что нужно знать о проверках в ресторанной доставке
Юлия Приходько, HoReCa-юрист с 10-летней практикой, внутренний аудитор по пищевой безопасности, сертифицированный специалист по разработке ХАССП и СМБПП, соучредитель юридической компании «Марков, Приходько и партнеры». В прошлых статьях Юлия поделилась со Смартомато правилами выбора помещения для дарк китчена и рассказала о самых распространенных нарушениях в ресторанной доставке. В этот раз мы узнали, кто и как часто проверяет на наличие нарушений и что делать, если ресторанная доставка не прошла проверку.
Кто проверяет соблюдение норм в доставке ресторана?
Это пять главных надзорных органов:
- Роспотребнадзор
- Налоговая служба
- Трудовая инспекция
- МЧС
- Административная инспекция
С 1 июля 2021 действует новый закон, согласно которому осуществляются проверки — Федеральный закон N248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». В нем описаны основные виды надзорных мероприятия, указаны сроки, права и обязанности участников.
Что чаще всего эти надзорные органы проверяют в ресторанной доставке?
Роспотребнадзор — организация поточности, маркировки, соблюдение санитарных норм, хранение продукции, документация.
Налоговая проверяет на «черную бухгалтерию» — заработная плата в конвертах, прием оплат наличными «мимо кассы», серые схемы с системой налогообложения.
Трудовая инспекция проводит проверки в основном по жалобам. Самая распространенная — «Я неофициально устроен в таком-то заведении». Приедет трудовая инспекция и будет проверять соблюдение трудового законодательства. Часто она приходит вместе с налоговой службой. За неофициальное трудоустройство работодателю грозит административная и даже уголовная ответственность.
МЧС — наличие пожарного выхода и его захламленность, схемы пожаротушения и эвакуации, наличие огнетушителей, их исправность и срок годности.
Административная инспекция — соблюдение правил благоустройства прилегающих территорий и эксплуатации зданий, вывоз мусора, соблюдение закона о тишине.
Проверки делятся на плановые и внеплановые. Информацию по плановым проверкам можно найти на сайте Генеральной прокуратуры, введя ИНН своего предприятия. Но сейчас в нашей стране на них действует мораторий. А вот с внеплановой проверкой легко могут прийти в общепит в любой момент — их никто не отменял.
Еще проверки бывают выездные и документарные.
Выездная — это проверка на месте, в самом общепите. Так проверяет Роспотребнадзор. Приезжают, все осматривают и, если нашли какие-то нарушения, выносят постановление и могут даже написать в прокуратуру.
Документарная проверка — это запрос налоговой на предоставление документов. В общепит никто не приезжает, постановление выносится на основании запрошенных документов.
Что может стать причиной внеплановой проверки ресторана?
Оснований для внеплановых проверок масса, так как и ресторан с посадкой, и дарк китчен — это все про работу с потребителями. Причиной проверки может стать жалоба клиента, или вынесенное постановление другого проверяющего органа, или крупный инцидент. «Классический» пример — произошел пожар в клубе, после чего на общепит обрушилась лавина проверок на соблюдение пожарных норм. Или во времена коронавируса, когда первая волна пандемии прошла, общепит начал с ограничениями, но снова работать. В постановления субъектов о соблюдении профилактических норм вносились изменения — QR-коды были, комендантский час, дистанция между столами и т.д. Тогда была собрана специальная рабочая группа, которая очень активно проверяла общепит на соблюдение этих норм.
Основание для проверки должно быть прописано в акте, с которым приходит надзорный орган. Правда оно может быть с очень размытой формулировкой, например, «Охрана безопасности граждан». И на этом основании проверяют весь общепит на трех улицах в определенном районе.
О внеплановых проверках сообщают заранее?
Проверяющие службы имеют право прийти с внеплановой проверкой когда угодно. Иногда предупреждают, например за 3 дня, а могут прийти, не предупредив.
Часто уведомляют письмом о проверке, которая состоится уже на следующий день. Поэтому важно получать всю почтовую корреспонденцию. Если юридический адрес с фактическим не совпадает, то нужен ответственный, кто будет ежедневно забирать письма.
Если ресторан работает с соблюдением норм, внезапная проверка не так страшна. Если нет — приходится всю ночь писать ХАССП в 10 рук, заполнять журналы и т.д. Это в лучшем случае. А в худшем — выплачивать крупные штрафы и останавливать деятельность.
Как долго проводится проверка?
Сроки проведения проверки:
- как правило, не более 10 рабочих дней.
- малое предприятие (до 100 работников) — не более 50 часов нахождения надзорного органа на объекте.
- микропредприятие (до 15 работников) — не более 15 часов нахождения на объекте.
Есть ограничения по частоте проверок в ресторанной доставке?
Нет, никаких ограничений нет.
В общепите существует распространенное мнение, что надо каждые 3 года менять юридическое лицо, чтобы избежать проверок, так как первые 3 года тебя «не трогают». Это так не работает.
Да, каких-то серьезных плановых проверок, скорее всего, не будет за этот срок. А внеплановые вполне возможны.
И надо помнить, что в течение 10 дней после запуска рестораны и дарк китчены обязаны отправить уведомление об открытии в Роспотребнадзор, и для них это уже повод прийти. Сначала с профилактическим визитом: если обнаружат нарушения, штраф не вынесут, но дадут время на устранение. Через 14-30 дней придут снова и, в случае повторного выявления нарушений, наказывать будут по всей строгости.
Профилактические визиты Роспотребнадзора нацелены на то, чтобы предотвратить нарушения. От них, кстати, можно отказаться, есть такая «функция». Правда, в этом случае с проверкой в ваш общепит придут, скорее всего, намного быстрее, и не с профилактической.
В общем, не стоит строить иллюзии на счет того, что проверок в общепите можно избежать.
Выдают ли по итогу проверки какой-то документ?
Да, если выявлены нарушения. Выдается предписание или выносится постановление о привлечении к административной ответственности.
Какие бывают наказания за нарушения?
Это все административная ответственность:
- штраф;
- приостановление работы до 90 дней;
- конфискация предметов;
- закрытие предприятия.
Самые распространенные наказания за нарушения в общепите — приостановление деятельности на срок до 90 суток и штрафы.
Если приостанавливают работу, то, как правило, не на 90, а на 60 суток. Считается, что этого времени общепиту должно хватить, чтобы устранить нарушения и возобновить работу без риска причинения вреда здоровью потребителей.
Ответственность за нарушения можно найти в соответствующих статьях КоАП. У юридических лиц, должностных лиц и ИП ответственность разная. Обратите внимание, в КоАП ИП обозначены как «лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица». Если в статье нет ответственности для лиц, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, то к ИП применяется наказание для должностных лиц.
И учитывайте, что если штрафуют юридическое лицо, то вместе с ним и должностное — да, одно нарушение и два штрафа.
Если ресторан получил штраф, что делать — сразу оплачивать или можно обжаловать результаты проверки?
В зависимости от того, согласен ресторан с постановлением или нет.
На оплату штрафа есть 60 дней с момента вступления постановления в законную силу. Иногда рестораны совершают ошибку и ждут исполнительного листа от приставов. В случае со штрафом так делать не надо — когда исполнительный лист придет, будет уже двойной размер суммы наказания.
Если ресторан не согласен с постановлением, у него есть 10 суток на обжалование с момента вручения постановления, выходные в этот срок тоже включены.
Таким образом есть два варианта действий:
- оплатить штраф в течение 60 дней;
- обратиться в суд с обжалованием в течение 10 суток.
А что на практике — реально ли ресторану добиться пересмотра решения?
К сожалению, статистика не в пользу общепита.
Самое реальное — смягчить наказание. Если нарушения действительно были, и назначенное наказание «выше» минимального, есть шансы на успешное обжалование. Быстро исправив все ошибки, можно добиться уменьшения размера штрафа, замены штрафа на предупреждение, сокращения срока приостановления деятельности или отмены приостановления деятельности.
Если же государственный орган или суд вынес постановление о привлечение к административной ответственности и назначено минимальное наказание, то отменить или изменить его будет крайне сложно.
Попробуйте Смартомато
Всё готово для начала работы с доставкой еды.
Поддержка в чате. Пробный период 14 дней. Простая настройка.
Без первоначальной оплаты.